Учитель

          Анна Яковлевна преподавала в школе русский язык и литературу, и одновременно была классным руководителем у пятого «А». Классным во всех отношениях. Говорила она тихим и мягким голосом, но каждое её слово звучало чётко и ясно. Её глаза всегда светились добротой и вдумчивым вниманием. Никто ни разу не слышал, чтобы она на кого-то повысила голос, но при этом её авторитет был непререкаем как среди учеников, так и среди учителей. За всю историю своего преподавания она не пропустила ни одного урока, хотя уже была дамой в возрасте и, казалось, могла бы себе позволить пару деньков посидеть на больничном.

          Под руководством Анны Яковлевны даже самые последние лентяи и бездари начинали грамотно писать и читать русских классиков без принуждения, по велению сердца. В классе было модным красиво выражать свои мысли, писать без ошибок и наизусть читать поэмы Пушкина и Лермонтова. А на переменах ученики устраивали между собой соревнования, кто сделает меньше ошибок в каком-нибудь особенно заковыристом диктанте.

          Как-то раз, незадолго до женского дня 8 марта, который всегда очень широко отмечался в Советском Союзе, ребята решили сделать любимой учительнице подарок. На собрании в школьном дворе договорились собрать деньги и купить Анне Яковлевне цветы и самые лучшие духи – «Красная Москва».

          Деньги собирали долго. Сумма была по тем временам немалая – только духи стоили целых двенадцать рублей. Выклянчивали у родителей, экономили в столовой на коржиках по десять копеек за штуку, а Ване Фроловскому даже пришлось разбить свою глиняную копилку.

          Наконец, нужное количество монеток и замусоленных рублей было собрано в газетный кулёк, три раза прилюдно пересчитано, и весь класс отправился в ближайший универмаг. Но, к огорчению ребят, полки в парфюмерном отделе были пусты, как школьные коридоры в дни каникул. Несколько дней подряд, после уроков, отряженные добровольцы по очереди колесили на трамваях по городу в поисках заветного флакончика, но в канун женского праздника задача казалась невыполнимой. Восьмое число неумолимо приближалось, настроение с каждым днем стремительно падало...

          Выручила мама Люды Шталь. Она работала заведующей парфюмерным отделом в большом универмаге. Увидев, что дочь ходит сама не своя, выведала у неё причину, и через день Люда принесла в класс маленькую красную коробочку, в которой на кремовом атласе лежал флакончик в форме кремлевской башни. Все вздохнули с облегчением и искренней радостью. Подарок казался божественным. Особую ценность ему придавали усилия, затраченные каждым из ребят на его «доставание». Теперь дело за малым: утром седьмого марта, до начала уроков, купить цветы, ведь поздравлять приходилось седьмого марта, так как восьмого школа была закрыта на праздник. Но с покупкой цветов проблем не было, и обращаться за помощью к родителям не пришлось.

          ...Седьмого марта, перед началом урока литературы, весь класс выстроился у доски, как на параде. Девочки – в белых передниках, мальчики – в белых рубашках, красные шёлковые галстуки наглажены и повязаны с особым тщанием. Первая красавица класса – Таня Самсонова – стояла впереди всех и держала за спиной духи и букет цветов. В воздухе витало радостно-нервное возбуждение, а на доске крупными буквами без единой ошибки было написано поздравление в стихах, придуманное Надей Торшиной.

          Прозвенел звонок, и Анна Яковлевна вошла в класс. В честь праздника она тоже принарядилась: на стареньком синем платье красовался белый крахмальный воротничок, а седые волнистые волосы были прихвачены ажурной костяной заколкой.

          С сияющими глазами и волнением в голосе Таня произнесла свою сто раз отрепетированную речь и протянула учительнице подарки. Ученики заходились от счастья – всё так замечательно и, главное, вовремя удалось организовать. Но вдруг по лицу Анны Яковлевны промелькнула хмурая тень. Сердца у ребят оборвались – разве что-то не так? Они ведь старались изо всех сил!

          Учительница медленно взяла в руки букет цветов, а красная бархатная коробочка зависла на протянутой Таниной ладошке. Казалось, Анна Яковлевна хотела что-то сказать, но не находила нужных слов. Впервые в жизни ученики видели полную растерянность в добрых глазах своей любимой учительницы. Наконец Анна Яковлевна тяжело вздохнула и тихим подавленным голосом сказала: «Деточки мои! Спасибо большое за ваши тёплые слова и за цветы… А вот духи я взять не могу. Вы меня простите, пожалуйста… Ведь я же учитель...».